Республиканская организация Башкортостана
Профсоюза работников здравоохранения
Российской Федерации

Социальное партнерство

Нормативные документы в сфере социального партнерства:


Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014-2016 годы (продлено на 2017 год)



Республиканское соглашение между Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан на 2017-2019 годы



Отраслевое соглашение по федеральным государственным бюджетным и казенным учреждениям, находящимся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2013-2016 годы



Отраслевое соглашение по территориальным органам и организациям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2016-2018 годы



Отраслевое соглашение по организациям отрасли здравоохранения Республики Башкортостан на 2014-2017 годы


Дополнительное соглашение о внесении изменений, дополнений и продлении Отраслевого соглашения по организациям отрасли здравоохранения РБ на 2014-2017 годы


Типовой макет территориального отраслевого соглашения



Типовой макет коллективного договора организации здравоохранения



Рекомендации по заключению коллективного договора



Рекомендации о работе комиссий по трудовым спорам



Межотраслевые соотношения и размеры месячных тарифных ставок 1 разряда рабочих основных профессий, установленные на 1 января 2017 года




Справочная информация

Одним из механизмов согласования интересов органов государственной власти, работодателей и работников (граждан), а также влияния общественности на принятие властью управленческих решений является механизм социального партнерства. 

Трудовой кодекс РФ предусматривает следующие уровни социального партнерства: федеральный, региональный, отраслевой, территориальный и локальный. 

Учитывая роль социального партнерства в регулировании социально-трудовых отношений Профсоюзом уделяется значительное внимание каждому из перечисленных уровней. 

Одной из форм социального партнерства, осуществляемой на федеральном уровне, является работа по подготовке и заключению Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации. Данный документ устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне. 

На региональном уровне механизм социального партнерства также находит свою реализацию в соответствующих соглашениях. Так, в Республике Башкортостан заключается Республиканское соглашение между Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан на 2017-2019 годы. Данный документ устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на республиканском уровне.

В нашей отрасли на федерально-отраслевом уровне между Профсоюзом работников здравоохранения РФ и Министерством здравоохранения РФ заключается Отраслевое соглашение по федеральным государственным учреждениям, находящимся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации

В Республике Башкортостан на регионально-отраслевом уровне между Министерством здравоохранения Республики Башкортостан, Башкирским отделением Общероссийской общественной организации «Российское общество по организации здравоохранения и общественного здоровья» и Республиканской организацией Башкортостана Профсоюза работников здравоохранения РФ заключается Отраслевое соглашение по организациям в сфере здравоохранения в Республике Башкортостан. В настоящее время в данное соглашение внесены изменения, срок его действия продлен по 31.05.2018 (дополнительное соглашение прилагается). 

В республике имеются примеры осуществления социального партнерства на территориально-отраслевом уровне между Администрациями муниципальных образований (города, района) и отраслевыми профсоюзными организациями (городскими, районными, первичными). При заключении территориальных отраслевых соглашений, профсоюзным организациям рекомендуется брать за основу Типовой макет территориального отраслевого соглашения, разработанный Центральным комитетом Профсоюза работников здравоохранения РФ. 

Самой распространенной формой социального партнерства является коллективный договор. В нашей отрасли коллективные договоры заключены почти что во всех организациях (исключением являются только несколько организаций в силу малочисленности их трудовых коллективов). 

Роль коллективного договора в механизме регулирования социально-трудовых отношений очень значительна. Помимо того, что коллективный договор является документом позволяющим конкретизировать отдельные вопросы трудового законодательства применительно к условиям той или иной организации (размер оплаты за сверхурочную работу, работу в ночное время; размер различного рода доплат и надбавок за совмещение, увеличение объема работы, работу во вредных и опасных условиях труда и т.д.; продолжительность дополнительных отпусков за работу во вредных и опасных условиях труда, за ненормированный рабочий день и многое другое) он также является инструментом закрепления дополнительных по сравнению с установленными трудовым законодательством льгот и гарантий. Так, с помощью коллективного договора могут быть закреплены такие дополнительные льготы и гарантии как: установление преимущественного права отдельным категориям работников при сокращении численности или штата работников; установление в системе оплаты труда организации различного рода доплат и надбавок (в т.ч. закрепление положений об обязательности выплат компенсационного и стимулирующего характера); установление дополнительных краткосрочных оплачиваемых отпусков (в связи с бракосочетанием работника или его детей, отцу при рождении ребенка, родителям первоклассников, в связи с проводами сына для службы в армии, в связи со смертью близких родственников и т.д.); выплата работнику материальной помощи в случае наступления чрезвычайных ситуаций (пожар в доме, наводнение и т.д.) и многое другое. 

В целях систематизации и упорядочения процесса закрепления гарантий в коллективных договорах организаций здравоохранения, республиканским комитатом Профсоюза разработан Типовой макет коллективного договора организации здравоохранения, который настоятельно рекомендуется к применению при разработке коллективного договора организации здравоохранения. Также, при проведении мероприятий по разработке и заключению коллективного договора необходимо учитывать разработанные Профсоюзом рекомендации, см. здесь).

Помимо такой формы социального партнерства, как заключение соглашений и коллективных договоров, Профсоюзом в целях обеспечения согласования интересов органов государственной власти, работодателей и работников используются и другие формы социального партнерства: 

1) ведение взаимных консультаций и переговоров по вопросам регулирования социально-трудовых отношений, внесение предложений по совершенствованию законодательства в социально-трудовой сфере; 

2) участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров. 

1) Профсоюзом на разных уровнях уделяется значительное внимание консультациям и вопросам совершенствования законодательства в социально-трудовой сфере, постоянно ведется переписка с органами государственной власти по различного рода вопросам, возникающим в социально-трудовой сфере правоотношений, в результате чего многие правовые пробелы (неурегулированные законодательством вопросы) законодательно устраняются, либо восполняются разъяснениями компетентных государственных органов. С разъяснениями органов государственной власти по тем или иным спорным вопросам Вы можете ознакомиться на соответствующих разделах (по направлениям работы) нашего Сайта. 

Также, используя право профсоюзов на законодательную инициативу, Профсоюз систематически готовит и вносит предложения по совершенствованию законодательства в социально-трудовой сфере (более подробная информация о внесенных Профсоюзом проектах законов, постановлений Правительства и иных нормативных актов, а также изменений и дополнений к ним размещена в соответствующих разделах Сайта). 

2) Трудовой кодекс Российской Федерации различает два вида трудовых споров: коллективные и индивидуальные. 

Определение коллективного трудового спора и порядок действий при его возникновении содержатся в главе 61 (статьи 398-418) ТК РФ. Определение индивидуального трудового спора и порядок его рассмотрения описаны в главе 60 (статьи 381-397) ТК РФ. 

Согласно статье 382 ТК РФ, органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются суды и комиссии по трудовым спорам. 

Хотелось бы поподробнее остановиться на таком важном элементе механизма социального партнерства как комиссии по трудовым спорам. 

Комиссии по трудовым спорам образуются в организациях из представителей работников и работодателя на паритетных условиях. Компетенция комиссии по трудовым спорам довольно значительна, но есть круг вопросов, которые отнесены к исключительной компетенции другого органа по рассмотрению индивидуальных трудовых споров – суда. К исключительной компетенции суда относятся индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника: о восстановлении на работе; об изменении даты и формулировки причины увольнения; о переводе на другую работу; об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы; о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника. Также только в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры: об отказе в приеме на работу; лиц, работающих по трудовому договору у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций; лиц, считающих, что они подверглись дискриминации. 

Таким образом, иные вопросы, не отнесенные к исключительной компетенции суда, могут быть предметом рассмотрения в комиссиях по трудовым спорам. Например, к ним можно отнести такие вопросы как: изменение существенных условий трудового договора; об оплате труда, выплате премий, доплат и иных сумм; о наложении дисциплинарных взысканий; о праве на основные и дополнительные отпуска и их оплате; о рабочем времени, времени отдыха, и многие другие. 

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам имеет ряд преимуществ по сравнению с их рассмотрением в судебном порядке. К ним, в частности, относятся: более короткий срок рассмотрения споров (10 дней вместо нескольких месяцев в суде); отсутствие финансовых затрат на оплату госпошлины и услуг представителя (адвоката) и т.д. 

Кроме того, комиссии по трудовым спорам имеют все необходимые условия для более всестороннего и объективного разрешения трудовых споров. Действительно, ведь состав комиссии по трудовым спорам состоит из работников организации, в которой произошел спор, и им известны все причины и обстоятельства возникновения спора, что не может быть известно иным лицам, не являющимся работниками данной организации (в т.ч. суду). Решение же, принятое комиссией по трудовым спорам, по своей юридической силе носит такой же обязательный для исполнения характер, как и судебное решение (имеется возможность его принудительного исполнения через службу судебных приставов). 

Подробнее о порядке работы и компетенции комиссий по трудовым спорам см. здесь соответствующие рекомендации, подготовленные Центральным комитетом Профсоюза работников здравоохранения РФ.